Выбрать страницу

Логопед — дефектолог

Логопед — дефектолог – это специалист, который помогает решить проблемы речевых отклонений у детей, в том числе с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата, органов слуха. Консультация логопеда — дефектолога и последующие регулярные занятия позволяют значительно улучшить речь и письменные навыки ребенка, если обратиться за помощью своевременно. 

Специалисты нашего медицинского центра оказывают квалифицированную помощь при таких состояниях:

 — неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.);

заикание;

— темповые нарушения речи;

— недостаточная сформированность фонематического слуха;

— аграмматичное построение речи;

— проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и дисграфия);

— недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Как подготовиться к приёму?

  1. Когда Вы идёте на приём с ребёнком, он тоже должен понимать куда он идёт и зачем. Конечно, уровень его понимания зависит от возраста. Ребёнку до 3-х лет вполне достаточно знать, что вы сегодня идёте к логопеду, будете играть и разговаривать. 
  2. Хорошо, когда родители приходят на  прием подготовленными. Это означает, что они внимательно наблюдают за крохой и готовы ответить на все вопросы специалиста.
  3. Подготовьте вопросы к логопеду.

Как проходят занятия?

Первый этап — общение. Первая встреча с логопедом — дефектологом носит ознакомительный характер, в процессе которой, специалист расспрашивает о тех причинах, которые привели Вас на консультацию. Выслушав, логопед — дефектолог задаст Вам вопросы, касающиеся особенностей развития и воспитания ребенка.

 Второй этап — диагностика. После разговора с родителями, логопед — дефектолог проводит диагностику с ребенком. Анализируя каждую конкретную ситуацию, индивидуально подбираются наиболее подходящие методы коррекции.

Третий этап —коррекция. Придя к взаимному пониманию характера трудностей, с которыми столкнулись Вы и Ваш малыш, логопед – дефектолог предлагает способы их решения. Логопедами-дефектологами используются проверенные временем методики, включающие:

  • массаж речевого аппарата;
  • дыхательные, физические упражнения;
  • гимнастика (артикуляционная, пальчиковая).
  • фонетическая ритмика, логоритмика;
  • Су-Джок терапия.

В качестве дополнения к занятиям применяют ТЭС — терапию, массажные процедуры, лекарственное лечение, организовываемое профильными врачами.

Если у специалиста возникнет подозрение о возможных сопутствующих заболеваниях — будет рекомендована консультация других специалистов.

Также специалистами нашего центра разработана КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ с особыми возможностями здоровья.

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ:

Формирование активной речи — важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм.

Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки — в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений.

Помимо этого, родителям стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • У ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты.
  • Речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних.
  • Есть нарушения в звукопроизношении.
  • Присутствуют поведенческие нарушения — проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины, беспокоящих родителей отклонений, и предложит план коррекционной работы.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДОВ — ДЕФЕКТОЛОГОВ:

1.      Убедитесь, что ребенок здоров. Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования. Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.

Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье. Если папа с мамой часто ругаются, дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.

2. Начинайте прямо сейчас! Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в года. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

3. Уберите телефон, выключите телевизор. Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

4. Разговаривайте с ребенком. Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.

5. Пойте песни, читайте стихи. Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласные, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и частушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать. Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.

6. Покажите, как говорить. Вместе с ребенком рассматривайте картинки, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это дед Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

7. Развивайте сенсорное восприятие. Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памятью головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

8. Побуждайте ребенка говорить. Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

9. Сохраняйте спокойствие. Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.

ВАШ ДОКТОР

Логопед — дефектолог

Ванда Лариса Юрьевна
Стаж 15 лет